Главное меню

Версия для слабовидящих

Логопункт

График Работы

 

 

Основные Сведения

Цель создания логопедического пункта в детском саду – оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Основными задачами логопункта являются:
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- коррекция у детей нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
-привитие детям навыков коммуникативного общения;
- социальное и речевое развитие детей;
- организация работы педагогов государственного образовательного учреждения по формированию речевого развития детей.
В начале учебного года работа учителя - логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года  на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 20 человек. В первую очередь в список включаются  дети  шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются  дети  пятилетнего возраста.
Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (20 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий  не превышает  время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей,  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
 Для улучшения речевой ситуации в группах,  в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении  наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Советы и рекомендации учителя-логопеда  оформляются в виде буклетов, памяток.
На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:
-фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
-нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
-НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии). 
Фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом
У детей, имеющих ФФНР:
-один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
-сложные звуки заменяются простыми;
-наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
-Формирование произносительных навыков;
-Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
-Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
-Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
-Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;
-Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования. 
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) - это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).
Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. 
Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:
-«общее недоразвитие речи»;
-«задержка психического развития»;
-«заикание».  
Поэтому,  родителям детей со сложными нарушениями речи учитель - логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которая решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.        
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
     Для успешного исправления речи детей родителям необходимо: 
-выполнять все рекомендации логопеда;
-выполнять лечение, назначенное неврологом;
-обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
-выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
-осуществлять контроль за речью ребенка.
    А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
-ошибки на письме и при чтении;
-снижение уровня самооценки;
-конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.