Воспитатель года 2020

Сайт воспитателя Юдиной Екатерины Андреевны https://nsportal.ru/yudina-ekaterina-andreevna

Информационная карта участника конкурса Воспитатель года

 

Конспект.В.гостях у сказки

Игры с детьми на Масленичной неделе

Картотека театрализованных игр

Конспект.Мир казачьего дома

Конспект ООД. Обитатели морей и океанов

Страна ПДД для средней группы

Путешествие на планету здоровья

Сообщение из опыта работы «Театрализованные игры на фольклорном материале в работе с детьми»

МБДОУ детский сад № 30 «Белочка» г. Пятигорска

Воспитатель Юдина Е.А.

Использование фольклора в педагогической работе помогает приобщить детей к народной культуре, обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка. Фольклор русского народа богат и многообразен. Дошкольникам доступны и понятны сказки и произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные игры).

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов. Дети знакомятся не только с текстом фольклорного произведения, но и с жестами, мимикой, движениями, элементами костюма персонажей. В своей работе я пользуюсь важнейшим методическим принципом - практическое действие каждого ребёнка, предоставляю детям возможность высказаться, проявить речевую, двигательную, эмоциональную активность. Ведь есть дети, которые еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. От потешки к сказке - это путь, который осваивают дети в театрализованной деятельности, попутно знакомясь с фольклорными произведениями.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры.

        В играх-драматизациях ребенок исполняет роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В детском саду мы можем использовать следующие виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

         В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители. Ребенок организует деятельность как «режиссер»: управляет «артистами», озвучивает «героев», комментирует сюжет, пользуясь различными средствами выразительности.

В группе оборудован театральный уголок, он включает в себя различные виды театров, с которыми я постепенно знакомлю детей, организуя театрализованную деятельность на фольклорном материале.

Игра-драматизация создаётся по готовому сюжету сказки. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки, а также театрализация развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, позволяет формировать опыт социального поведения и взаимодействия.

Настольный театр это плоскостные или объемные фигурки персонажей. Сценическая площадка – детский стол.  Спектакль настольного театра рассчитан на небольшую группу детей, его показывают не в зале на празднике, а в групповой комнате. Такая игра радует детей, помогает внести разнообразие в их игровую деятельность, детям нравится разыгрывать хорошо знакомые сюжеты сказок «Три медведя», «Колобок», «Теремок» и т.д.

Пальчиковый театр - это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук, развивает речь, память, воображение, раскрывает творческие способности.

Куклы Варежкового театра очень просты в управлении, подходят даже для малышей. Основой является обычная варежка или выкройка по контуру ладони. Кукла должна надеваться свободно на руку  кукловода. Лицо или мордочка персонажа вышито или наклеено с помощью пуговиц, бусин, ниток, картона и т.п. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. 

Театр Петрушки или Бибабо – простейшие куклы, которые состоят из головы, рук и платья. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Сценой такого театра является ширма. На неё ставятся декорации, и происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.
      Кукольный театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх.

Театр картинок.  Иллюстративное показывание сказки в сопровождении картинок дети слушают и смотрят с большим интересом. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. Аналогичен принцип показа театра на магнитах. Здесь фигурки персонажей изготовлены из соленого теста по примеру сувенирных магнитов.

Театр ложек или лопаток – это простая и интересная идея по изготовлению кукол для театральной деятельности. На основу наносится изображение персонажа сказки.

Театр киндер-сюрпризов также прост в изготовлении, вместе с детьми я приклеила на капсулу от киндер-сюрприза наклейки по сказкам.

Сценой теневого театра является экран, раму-ширму теневого театра из дерева украшают орнаментом, экран обтягивают тонким белым материалом, сзади экрана помещают источник света, настольную лампу. При показе фигурки теневого театра надо плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Силуэты фигурок сделаны из тонкого картона и окрашены в чёрный цвет. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука или голова. При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку. Много интересных, любимых детьми сказок можно показать в теневом театре.  

Фольклорный и игровой материал желательно подбирать в зависимости от сезона. Например, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» - развлечение «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как эффективное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие задачи. Ведь ребенок во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, человеческих отношениях и учиться жить в этом мире. Инсценирование фольклорных произведений увлекает дошкольников, происходит улучшение памяти, внимания, воображения. Дети быстро запоминают слова персонажей, учатся импровизировать самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонации. Также осуществляется социально-коммуникативное развитие, воспитание доброжелательности во взаимоотношениях между детьми, усвоение ими правил поведения.

Мастер-класс "Народная тряпичная кукла "Закрутка"

Сообщение из опыта работы

Тема: «Метод сказкотерапии в период адаптации детей к условиям ДОУ».

Воспитатель МБДОУ д\с № 30 «Белочка» Юдина Е.А.

Поступление ребенка в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. В период адаптации у детей обостряется чувствительность к разлуке с матерью, появляется страх новизны. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности.

Поэтому дети особенно нуждаются во внимании, а воспитателю важно установить контакт с ребенком, сформировать доверительные отношения, выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления. Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. И здесь на помощь приходит сказка.

В теплый летний период я применяла элементы сказкотерапии и песочной терапии. Работа проводилась в песочнице, в ненастные дни - в группе с помощью специально подготовленного ящика с песком. Также я подготовила: лопатки, сита, воронки, формочки; небольшие игрушки (5 – 10 см), изображающие людей, различных животных и растения, транспорт, игрушки из «киндер – сюрпризов» и др.; набор маленькой мебели, посуды; природный материал: камешки, ракушки, веточки, палочки; бросовый материал: стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля и т.п. Санитарная обработка игрушек осуществляется мыльно – содовым раствором (200г. на 10 литров воды), затем игрушки ополаскиваются в проточной воде и просушиваются.

Игровой сеанс проводится в определенной последовательности:

  1. Знакомство с песком: дотронуться сначала до песка одной рукой, двумя руками вместе, сжать песок в кулачках, высыпать из рук, повозить ладошками по песку, «походить» пальчиками, кулачками по песку и т.п.
  2. Появление персонажа, создание сказочной ситуации: использую фигурки для инсценировки, рассказываю и разыгрываю сказку на песке.
  3. Оказание помощи персонажу по сюжету: дети самостоятельно выполняют упражнения на песке: построй домик, приготовь угощение, найди, нарисуй, выложи узор и т.п.
  4. Поощрение детей за помощь персонажам: хвалю детей за помощь, отмечаю, как важно приходить в детский сад, где детей ждут персонажи со своими песочными приключениями. Обязательно подчеркиваю, что в нашей сказке все закончилось хорошо. Это дает ребенку чувство психологической защищенности.

Такие игровые занятия быстро отвлекают и успокаивают детей, переключают их с негативных эмоций на взаимодействие с песком, общение с воспитателем и другими детьми, а также развивают внимание, восприятие, речь, воображение, общую и мелкую моторики, координацию движений. Несмотря на то, что не все дети сразу включались в игру и проявляли инициативу, некоторые только наблюдали за происходящим со стороны, я считаю результат своей работы положительным, так как ребенок в этот период забывал, что мамы нет рядом.

Учитывая положительное влияние элементов сказкотерапии на эмоциональное состояние большинства детей в адаптационный период, я продолжаю эту работу в течение учебного года. В соответствии с возрастными особенностями детей, использую приемы сказкотерапии для решения следующих задач:

  • Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
  • Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
  • Развивать способность подчинять свои действия правилам.
  • Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
  • Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок являются примером для ребенка: на их опыте он учится тому, как можно или нельзя поступать.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, поэтому подбираю те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. Главный герой сказки должен быть примером для подражания. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным. Младшие дошкольники еще не умеют различать нюансы и полутона, поэтому подбираю сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. Дети с удовольствием, вслед за воспитателем, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». После слушания сказок «Колобок», «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «Козлятушки – ребятушки», «Петушок-золотой гребешок», «Коза-дереза» и др.

Я использую различные варианты работы со сказкой:

- чтение сказки, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.

- рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

- инсценировка педагогом с помощью различных видов театра, особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

- беседа, обсуждение. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных.

- огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального потенциала сказки играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.)

- проигрывание сказки, когда ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а также разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского. С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Целью моей работы является формирование социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки. Сказки для малышей – это лучший способ привить ребёнку положительные черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю малыш готов слушать всегда!

Консультация для родителей:

«Как привить ребенку интерес к математике»

Воспитатель: Юдина Е.А., МБДОУ № 30 «Белочка», г. Пятигорск

Многие родители стараются как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи, спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?

Основное усилие взрослых должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое. Принудительное обучение бесполезно и даже вредно, выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.

Выполнение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не занят каким-либо интересным делом: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и т. д.

В программе по ФЭМП для дошкольников выделены основные разделы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени», этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Спросите, чего по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.